Набор и форматирование текста

Введение

Подготовка документа на ЭВМ производится в три этапа:

  1. Ввод документа в память машины, включающий набор текста, формирование таблиц, вставку объектов из других приложений WINDOWS (например, графических объектов),
  2. Редактирование документа - исправление ошибок и опечаток в тексте.
  3. Форматирование документа - настройка размеров листа и размещения текста относительно его границ, управление размером и начертанием шрифта, способом выравнивания строк и выделения абзацев, взаимным расположением рисунка и текста, вставка колонцифр и колонтитулов.

Новый документ, который WORD автоматически открывает при запуске, имеет стандартные настройки: книжную ориентацию листа, формат А4, т.е. 21*29,7 см и симметричное расположение текста относительно границ листа: отступы справа и слева по 3,17 см, а сверху и снизу по 2,54 см от границ бумаги.

В начале работы имеет смысл менять только ориентацию бумаги для документов с широкими таблицами или объектами других приложений WORD.

Для изменения ориентации необходимо выполнить команду Параметры страницы из пункта Файл и в появившемся диалоге открыть закладку “Размер бумаги” и изменить в ней ориентацию бумаги на альбомную.


Набор текста

Текст набирается на клавиатуре. Для облегчения набора ее клавиши разбиты на группы. В отдельно стоящей верхней строке расположены:

Под блоком индикаторов располагается цифровая клавиатура: клавиши цифр, десятичная точка, знаки арифметических операций (+, -, *, /) и клавиша <Enter>. Эти же клавиши можно использовать для перемещения курсора. Переход в режим перемещения и обратно осуществляется клавишей <Num Lock> этого блока. Признаком настройки на набор цифр служит включение одноименного индикатора.


Слева от цифровой клавиатуры расположена группа клавиш управления курсором:

Последняя – самая большая группа клавиш, содержит буквы алфавита, цифры и знаки препинания. В боковых столбцах этой группы расположены управляющие клавиши. К ним относятся:

Примеры взаимодействия клавиш <Shift> и <Caps Lock> при наборе букв:  

Режим Caps Lock Нажимаем Печатается Нажимаем Печатается
включен <A> А <Shift>+<A> a
выключен A A
включен <1!> 1 <Shift>+<1!> !
выключен 1 !

Некоторые расхождения обозначений клавиш и набираемых символов происходят при работе в русском регистре:

Чтобы напечатать Нажимаем
. </?> (рядом с клавишей <Shift>)
, <Shift> + </?>
<Shift> + <3>
; <Shift> + <4>
: <Shift> + <6>

В правом столбце основной клавиатуры расположены клавиши <Backspace> - удаление символа слева от курсора и <Enter> - принудительная смена строки в документе.

Клавиши нижнего ряда <Ctrl> и <Alt> используются для изменения внутреннего кода других клавиш. Например, <Ctrl>+<Shift> или <Alt>+<Shift> заменяют русскую раскладку клавиатуры английской, а сочетание <Ctrl>+<Alt>+<Del> служит для аварийного выхода из любого приложения WINDOWS.

Символы, набираемые на клавиатуре, попадают в окно активного документа на место, где в момент набора стоит текстовый курсор – мигающая вертикальная черта. При стандартной настройке новый символ вставляется в текст, сдвигая “хвост” строки вправо. Чтобы новый символ заменил старый, необходимо перейти в режим замены с помощью клавиши <Insert> или двойным щелчком мыши по кнопке ЗАМ в строке состояния WORD.

При заполнении текущей строки курсор автоматически переходит на следующую строку, перенося на нее последнее не уместившееся слово. При желании можно включить режим переноса слов. Для его установки выполняют команду Язык из пункта меню Сервис. Затем в появившемся списке выбирают Расстановка переносов… и устанавливают переключатель Автоматическая расстановка переносов.

При необходимости сменить строку до ее заполнения используют клавишу <Enter>. При ее нажатии в текст вставляется непечатаемый символ ( ¶ ) - признак перехода к новому абзацу. Этот символ, так же как и символ пробела можно увидеть, если, нажав кнопку Кнопка показать непечатные символы на панели инструментов Стандартная, включить режим отображения непечатаемых символов.

Внимание:

  1. При работе в WORD нельзя использовать клавишу <Enter> для организации отступов между строками, а клавишу пробел для увеличения отступов между словами или для красной строки. Все отступы задаются в процессе форматирования текста.
  2. При вводе текста не стоит обращать внимание на опечатки. Их исправления пройдут быстрее, если, закончив набор, перевести текстовой курсор в начало текста и выполнить команду Правописание… из меню Сервис или нажать кнопку Кнопка проверки орфографии.

Масштаб изображения текста на экране.

При наборе мелким шрифтом удобно увеличить масштаб изображения документа на экране. Для того чтобы охватить документ единым взглядом, нужно уменьшить масштаб. Фактические размеры элементов документа при этом не меняются.

Изменение масштаба производят с помощью инструмента масштаб на панели “Стандартная”: Окно изменения масштаба. Нажав кнопку “стрелка вниз” этого инструмента, вызывают список масштабов и выбирают нужный. Задать масштаб можно и непосредственно набором в окошке масштаба нового числа вместо прежнего. Курсор для этого переносят в окошко мышью.


Перемещение по тексту

Для перемещения по тексту документа используют клавиши перемещения курсора, либо полосы прокрутки. Полосы прокрутки появляются в правой части и внизу документа. При их отсутствии выполняют команду Параметры из пункта Сервис, в появившемся диалоге выбирают закладку “Вид” и там, в рамке Окно устанавливают переключатели горизонтальной и вертикальной полосы прокрутки.

Документ с полосами прокрутки

Щелчок по кнопке (2) вертикальной полосы прокрутки перемещает текст в окне документа на одну позицию в сторону, указанную стрелкой, щелчок по кнопке (2) горизонтальной полосы – на одну строку. Перемещение на размер окна в направлении стрелки происходит при щелчке между кнопкой (2) и ползунком (3). Сам ползунок служит для плавного перемещения по тексту; для выполнения этой операции его перетаскивают левой кнопкой мыши.

Перетаскивание разделителя экрана (1), расположенного в верхней части горизонтальной полосы прокрутки, позволяет в одном окне просматривать и редактировать разные части документа.

При перемещениях по тексту с помощью клавиш перемещения курсора курсор перемещается относительно текста при нажатии на каждую клавишу и к моменту завершения перемещений оказывается в том месте, которое мы собираемся редактировать.

Линейки прокрутки перемещают текст вместе с курсором. Когда перемещения закончены, курсор переносят в нужную точку щелчком левой кнопки мышки. Только после этого можно начинать редактирование.


Представление документа на экране

WORD предлагает четыре способа представления документа: структура документа, разметка страницы, электронный документ и обычный режим просмотра.

Просмотр разметки страницы позволяет увидеть реальное расположение всех элементов документа на бумаге, зрительно оценить размеры полей, верхнего и нижнего отступов. Однако этот режим замедляет работу машины и потому обычно используется только при окончательной правке документа.

Просмотр структуры документа позволяет не только просматривать, но и менять его структуру, т. е. задавать и изменять иерархию заголовков вместе с разделами текста, к которым эти заголовки относятся.

При наборе, редактировании и форматировании текста пользуются обычным режимом просмотра. В нем, в отличие от режима разметки страницы, не поддерживается показ полей, но на начальном этапе работы с документом это и не имеет значения. Смену режимов просмотра производят, выполняя соответствующие команды меню Вид: Обычный, Электронный документ, Разметка страницы, Структура. Второй способ смены режимов – использование кнопок переключения режимов, расположенных в окне каждого документа слева от горизонтальной полосы прокрутки: обычный (сноска 4 на рисунке к пункту “Перемещение по тексту”), электронный документ(5), разметка страницы (6), структура документа (7).


Редактирование текста

Редактирование это добавление, удаление, или перенос отдельных символов или более длинных участков текста. Чтобы указать редактору, какой участок будет изменен, его выделяют подсветкой. Выделенный участок называют фрагментом.

Работа с фрагментами

Фрагментом могут быть несколько символов, слово, строка, абзац и даже весь документ.

Для выделения всего документа выполняют команду Выделить все из меню Правка либо трижды щелкают мышью по полосе выделения, расположенной слева от границы текста. Полоса выделения на экране никак не обозначена, однако курсор мыши, попадая на нее, меняет свой вид на . Приемы выделения более мелких фрагментов приведены в таблице.

Объект выделения Выделение мышью Выделение клавишами
Отдельные символы Протаскивание указателя мыши от начала до конца фрагмента <Shift>+<→>
Слово Двойной щелчок указателем мыши по слову
Строка Однократный щелчок указателем мыши по полосе выделения у этой строки <Shift>+<↓>
Предложение <Ctrl> + однократный щелчок указателем мыши в зоне предложения
Абзац Двукратный щелчок указателем мыши по полосе выделения у этого абзаца

Колонки текста

<Alt> + протаскивание указателя мыши от начала до конца фрагмента

Чтобы уменьшить зону выделения, используют клавишу <Shift> с клавишами обратного перемещения курсора, либо переводят WORD в режим выделения. Включение, также как и отключение режима выделения производится двойным щелчком по кнопке ВДЛ в строке состояния WORD. Те же операции выполняют соответственно клавиша <F8> и клавиша <Esc>.

После того, как режим включен, каждое следующее нажатие на <F8> вызывает расширение выделения: сначала на слово, затем на предложение, абзац, раздел документа и, наконец, на весь документ.

В режиме выделения клавиши перемещения курсора расширяют или сжимают выделяемую область без клавиши <Shift>. Аналогичное действие оказывает перетаскивание мыши. Автоматическое сужение выделения на один шаг осуществляется клавишами <Shift> + <F8>.

После того как фрагмент выделен, нужно выйти из режима выделения, нажав клавишу <Esc> или дважды щелкнув по ВДЛ. Над выделяемым фрагментом можно выполнять следующие операции редактирования:

Действие Команда из меню Правка Сочетание клавиш Кнопка панели Стандартная

Удалить из документа

Очистить <Delete> Отсутствует

Скопировать в буфер обмена WINDOWS для дальнейшего использования

Копировать <Ctrl>+<C>

Вырезать из документа с одновременным занесением в буфер обмена

Вырезать <Ctrl>+<X>

Вставить из буфера обмена в указанную курсором точку документа

Вставить <Insert>
Особенности работы с буфером обмена:
  1. Содержимое буфера при выполнении вставки не меняется, т.е. вставку можно производить неоднократно.
  2. Вставку можно производить в любой документ и даже в другое приложение WINDOWS
  3. При завершении работы с WINDOWS в случае, когда в буфер помещен объемный фрагмент, на экран выдается предупреждение о сохранении буфера в отдельном файле. Ответ “Да” вызовет создание файла.

Внутри документа однократное копирование или перенос фрагмента удобно производить, минуя буфер обмена, с помощью мыши. Для выполнения переноса ставят курсор мыши в область выделения, нажимают левую кнопку мыши и перетаскивают захваченный таким образом фрагмент на другое место. Курсор при перетаскивании меняет свой вид на . Для копирования выполняют те же операции при нажатой клавише <Ctrl>. Курсор при этом имеет вид . Появившийся на нем знак "плюс" служит признаком копирования.

Отмена и повтор действий

Редактор WORD запоминает последовательность выполненных пользователем операций по редактированию, включая и набор новых фрагментов, и позволяет вернуть документ к исходному состоянию.

Откатку на один шаг выполняет команда Отменить из меню Правка. Каждая повторная откатка возвращает нас еще на один шаг к началу работы над документом. Аналогичное действие оказывает нажатие клавиш <Ctrl>+<Z> или кнопки Отменить - на панели инструментов Стандартная.

Справа от кнопки Отменить расположена стрелка. Щелчок по ней выдает на экран полный список выполненных операций. Из списка можно выбрать и отменить сразу несколько предыдущих операций, если они были выполнены не верно.

Команда Повторить из меню Правка и аналогичная ей клавиша <F4> и кнопка Вернуть - панели Стандартная выполняют противоположное действие. Они восстанавливают сделанную отмену либо повторяют последнею выполненную операцию, например размножение нового, только что набранного фрагмента текста. Вставка фрагмента при этом производится в точку расположения курсора. Стрелка слева от кнопки позволяет восстанавливать операции не подряд, а по выбору из списка.

Поиск и замена

Еще один способ редактирования текстов - использование команд Найти… и Заменить… из меню Правка. Диалог Найти и Заменить При выполнении любой из них на экране появляется диалог “Найти и заменить”. Закладка “Перейти” задает область поиска, например, абзац или страницу. Закладка “Найти” содержит поле для ввода образца поиска и текстовые кнопки Найти далее, Отмена и Больше. В закладке “Заменить” к ним добавляются поле для набора фрагмента текста, на который нужно заменять найденный в документе образец, и текстовые кнопки Заменить и Заменить все.

Нажав кнопку Больше, которая сразу заменится на Меньше, можно уточнить направление поиска: везде, назад или вперед и особенности отбора: с учетом регистра, только целое слово, подстановочные знаки (поиск с использованием шаблона). Сам поиск осуществляется при нажатии на кнопку Найти далее, а замена найденного фрагмента - при нажатии на кнопку Заменить. Одновременно с заменой автоматически происходит поиск следующего вхождения фрагмента. Чтобы пропустить очередной найденный фрагмент без замены, повторно нажимают кнопку Найти далее. Чтобы произвести замену всех вхождений эталона в текст документа без визуальной проверки, используют кнопку Заменить все.

Кнопка Отмена служит для досрочного выхода из диалога. Однако, замены, сделанные к моменту ее нажатия, остаются. Отменить все сделанные замены можно командой Отменить из меню Правка


Форматирование текста

Под форматированием документа подразумевается:

  1. Создание текстовых выделений, например, курсивом и подчеркиванием;
  2. Форматирование абзацев, т.е. управление расстояниями между ними, межстрочными расстояниями внутри абзаца и установка вида и величины абзацного отступа, способ выравнивания текста абзаца;
  3. Оформление таблиц и рисунков;
  4. Макетирование страницы.

Создание текстовых выделений

По умолчанию при запуске WORD для нового документа устанавливается шрифт Times New Roman, размер шрифта 10 пунктов (пт), начертание обычное, подчеркивание отсутствует, цвет- авто (черный), эффекты отключены. Для изменения основных из этих характеристик удобнее всего пользоваться панелью инструментов Форматирование. Вызов этой панели на экран, если она отсутствует, можно сделать через контекстное меню. Любые изменения начертания, также как и операции редактирования, требуют предварительного выделения фрагмента, для которого их нужно выполнить. Способ выделения при этом произволен.

Для выделенного фрагмента с помощью панели Форматирование можно:

Другой, менее удобный, но зато универсальный способ изменения характеристик начертания – использование диалога "Шрифт" (показать информацию)****************************** .

В этом диалоге три закладки: Шрифт, Интервал, Анимация, охватывающие все заложенные в WORD характеристики шрифтов, включая и установки по умолчанию.

Диалог вызывается командой Шрифт из меню Формат. Закладка Шрифт кроме уже разобранных характеристик позволяет:

Кнопка ПО УМОЛЧАНИЮ служит для занесения сделанных изменений в шаблон Обычный, чтобы в дальнейшем они могли использоваться по умолчанию

Рекомендации по оформлению документов

Текстовое оформление документа должно соответствовать его содержанию. При подготовке научных статей, учебных пособий и разнообразных отчетов рекомендуется:

Форматирование абзаца

Для абзаца –участка текста, расположенного между двумя символами конца абзаца, WORD позволяет выполнять: выравнивание строк; установки отступа первой строки абзаца, интервала между абзацами и междустрочного интервала; ограничения при смене страниц.

Выравнивание строк относительно границ текста удобнее всего выполнять с помощью расположенных на панели Фoрматирование кнопок:

Для одновременного выравнивания нескольких расположенных подряд абзацев их предварительно выделяют. Один абзац выравнивают без выделения: достаточно установить в него текстовый курсор.

Оформление отступа первой строки абзаца – один из способов его зрительного выделения. Отступ бывает двух видов: висячий отступ и красная строка. В отличие от привычной для нас красной строки при висячем отступе первая строка абзаца нависает над остальными. Отступ, если он создается, делают размером в 3-4 средних символа текста. Обычно для создания отступа используют горизонтальную линейку, расположенную сразу под заголовком окна. Наличием линеек управляет команда Линейка из меню Вид.

Горизонтальная линейка окна Документа

Светлая зона линейки (1) отображает расположение текста по ширине бумаги. Более темные участки (2) вокруг этой зоны – левое и правое поля отступа текста. Треугольный ползунок (3) задает левый отступ первой строки текущего абзаца, ползунок (4) – левый отступ остальных строк этого абзаца, ползунок (5) - границу правого отступа.

Перемещение любого из ползунков сразу перестраивает текущий абзац. Таким образом, ползунками (3), (4) можно регулировать отступ первой строки абзаца.

Установку интервалов и ограничений можно сделать только, используя команду Абзац… из меню Формат. Она вызывает диалог “Абзац” с двумя закладками: “Отступы и интервалы” и “Положение на странице”. На первой закладке кроме уже известных нам выравнивания и отступов можно задать интервалы перед и после абзаца и междустрочный интервал. Последний выбирается из списка: одинарный, двойной, минимум, точно, множитель. При выборе “множитель” в расположенном рядом поле Значение указывают кратность интервала.

Закладка “Положение на странице” позволяет установить или снять запрет на появление висячих строк, разрыв абзаца или его отрыв от следующего, задать для абзаца новую страницу. Здесь же можно для конкретного абзаца запретить включенный в документе перенос строк.


Работа со списками

Оформление перечислений в виде списков – еще один способ повысить читабельность документа. WORD позволяет выделять абзацы списка специальными значками (маркированный список) или использовать буквенно-цифровую нумерацию абзацев (нумерованный список). При соответствующей настройке он автоматически создает маркированный список, если абзац начинается символами “тире, пробел”. Нумерованный список создается, если абзац начинается с цифры, точки и пробела.

Для установки этого свойства вызывают диалог “Автозамена”, выполняя команду Автозамена из меню Сервис. В закладке “Автоформат при вводе” нужно включить “Применять при вводе к…” маркированным спискам, нумерованным спискам

Когда список начат, каждое нажатие на клавишу <Enter> будет создавать очередной его элемент. При необходимости сменить строку внутри элемента списка нажимают клавиши <Shift>+<Enter>, которые создают смену строки внутри абзаца.

Для завершения списка в новом, уже не нужном абзаце нажимают один раз клавишу <Backspace>, либо дважды клавишу <Enter>. Чтобы преобразовать в список набранные ранее абзацы текста, выделяют весь нужный фрагмент и щелкают мышью по кнопке - нумерация либо - маркеры на панели инструментов Форматирование. Чтобы сменить значок маркировки или чтобы усложнить обозначение нумерованного списка, используют диалог Список, который вызывается командой Список из меню Формат. Его закладка “Маркированный” предлагает набор образцов маркеров для выбора, и содержит поля для указания размера отступов маркера и текста списка от границы основного текста. Если исходный набор маркеров не устраивает, нажимают кнопку Изменить… этой же закладки. В новом диалоге “Изменение маркированного списка” имеется расширенная коллекция маркеров и еще две кнопки: Шрифт, позволяющая подобрать для маркера шрифт, его размер и начертание, а также Маркер, при нажатии на которую появляются символы заказанного шрифта для выбора маркера. По умолчанию идет шрифт “Symbol”, начертание – обычное, размер совпадает с размером основного текста.

Аналогично работает закладка Нумерованный. Для нумерованного списка она предлагает начать заново или продолжить нумерацию, задать отступ, а при желании Изменить - задать формат нумерации, шрифт, сам способ нумерации ( I, II, III…, А, В, С…, один, два … и т.д.), положение номера в зоне маркера ( по левому краю, по центру, по правому краю).

Третья закладка – Многоуровневые списки пока не разбираем.


Заключение

В заключение представим краткие инструкции по выполнению разобранных в теме операций. Инструкции перечисляют порядок действий пользователя. Под действиями понимается: выбор пункта меню, команды или кнопки, изменение значения параметра и т.д.

  1. Настройки окна документа
  2. Установить/убрать полосы прокрутки:

    С
    ервис Параметры … Закладка Вид Горизонтальная и вертикальная полосы прокрутки

    Установить/убрать линейки:

    В
    ид Линейка
  3. Настройки системы
  4. Ориентация бумаги:

    Ф
    айлПараметры страницы … Закладка Размер бумаги Ориентация: альбомная/книжная

    Вставка/замена символов при редактировании:

    Клавиша <Insert> или поле ЗАМ в строке состояния WORD

    Включение/выключение режима выделения при редактировании:

    Клавиша <Shift>+<F8> / <Esc> или поле ВДЛ в строке состояния WORD

    Раскладка клавиатуры:

    Клавиши <Alt> + <Shift> или <Ctrl>+<Shift>

    Расстановка переносов:

    С
    ервис Язык Расстановка переносов …Автоматическая расстановка переносов

    Автоматическое формирование списков:

    С
    ервис Автозамена … Закладка Автоформат при вводе Применять при вводе к маркированным спискам, нумерованным спискам
  5. Команды редактирования текста
  6. Копировать в буфер:

    П
    равка Копировать или кнопка

    Вставить из буфера:

    П
    равка Вырезать или кнопка

    Вырезать и скопировать в буфер:

    П
    равка Вставить или кнопка
  7. Команды форматирования текста
  8. Текстовое выделение:

    Формат Шрифт Закладки Шрифт, Интервал, Анимация

    Форматирование абзаца:

    П
    равка Абзац Закладки Отступы и интервалы, Положение на странице

    Форматирование списка:

    П
    равка Список Закладки Маркированный, Нумерованный, Многоуровневый

Вопросы и упражнения


Сайт создан в системе uCoz